пятница, 18 сентября 2009 г.

Как заманить Одноклассников в Круг?

Один из последних трендов Рунета — активное использование аудиторией социальных сетей. Мне известны случаи, когда компании были вынуждены заблокировать доступ сотрудников к ВКонтакте.ру, Одноклассники.ру и МойКруг.ру из-за перерасхода траффика и "саботажа" рабочих процессов. Похоже мы находимся на пороге бума социальных сетей в России, по крайней мере в Москве и С.Петербурге это увлечение носит тотальный характер.

Действительно, новые сервисы, ставшие клонами западных LinkedIn.com, Facebook.com и Classmates.com, завоёвывают Рунет с беспощадной стремительностью.

Что любопытно, позиционирование западных прообразов достаточно четкое:
  • LinkedIn — сеть деловых контактов;
  • Classmates — сеть однокласников и однокурсников;
  • Facebook — сеть друзей, объединяющая элементы первых двух сетей.
В России ситуация похожая:
  • "МойКруг" — аналог LinkedIn;
  • "Одноклассники" — аналог Classmates;
  • "ВКонтакте" — аналог Facebook.
Правильно? Не совсем.

Так, Яндекс, после покупки "МойКруг" начал борьбу за аудиторию "Одноклассников" и, отчасти, "ВКонтакте". Взгляните на то как рекламируется сервис на домашней странице Яндекса:


Мы видим изменение стратегического курса, с целью завербовать больше "адептов" и увеличить траффик. Ведь ясно, что даже имея аккаунты во всех системах пользователь, рано или поздно, забывает про аутсайдеров, отдавая предпочтение одному из сервисов.

Например, "ВКонтакте" активно переманивает пользователей "Одноклассников" и уже сейчас, если у вас есть аккаунты в этих системах, вы можете по своим друзьям проследить эту миграцию. Время пользователя ограничено и он не будет присутствовать в обоих сетях, одна из них будет вынуждена уступить.

В ситуации Яндекса решение побороться за аудиторию двух конкурентов понятно и логично ("просто друзей" больше чем "деловых"), но вот насколько это осуществимо — вопрос.

Для сравнения обратимся к прообразам с Запада: LinkedIn и Facebook. Начиная с интерфейса и заканчивая функциональными возможностями сервисы ориентируются не просто на разную аудиторию (в конце концов у многих есть аккаунты и там и там), сколько на разное "состояние" этой аудитории.

Так, LinkedIn — это деловой клуб, а Facebook — веселая вечеринка. Объеденить эти два явления едва ли можно. Это как два параллельных мира, у которых различий больше чем общих черт. В первой сети вывешивают свое резюме, налаживают контакты с коллегами, ищут потенциальных клиентов (по крайней мере, на рынке b2b), тогда как во второй вывешивают фотографии, болтают с друг другом на "стенах", а также организуют встречи выпускников.

Получается, что хотя сети и могут формально иметь значительное число общих пользователей, они едва ли могут подходить и для делового и для дружеского общения.

К слову, про общение. Почему "ВКонтакте" побеждает "Одноклассников"? По простой причине — это более удобная и функциональная платформа именно для общения. Для того, чтобы "МойКруг" начал утягивать эту же аудиторию, ему придется внедрить целый ряд свойств, чтобы превратить "кофейню бизнес-семинара" в "веселый бар с караоке". Но осуществив эту трансформацию, будет потеряна нишевая ориентация на деловую сеть.

И все же пофантазируем. Как поступить Яндексу с "МойКруг", чтобы привлечь в него аудиторию "Одноклассников" и "ВКонтакте"?

  1. Обновить интерфейс, избавившись от "деловой ориентации" (создать универсальную "всеядную" оболочку);
  2. Внедрить сервисы для облегчения общения (создать платформу для общения друзей не уступающую "ВКонтакте");
  3. Создать варианты "профилей" — "деловой/обычный", которые в зависимости от текущего выбора пользователя будут влиять на раскладку интерфейса ("деловой" или "веселый");
  4. Создать разные виды кругов: "Деловой Круг", "Моя школа", "Мой ВУЗ", "Мои друзья" — у каждого круга индивидуальная настройка доступа к профилю пользователя и другим кругам (скажем, бизнес-коллегам необязательно видеть то, что доступно друзьям);
  5. Создать инструменты по интеграции с разными почтовыми службами (Яндекс.ру, Мейл.ру, Гмейл.ру, Рамблер.ру и тд) для отправки автоматических приглашений вступить в "МойКруг" (преодоление барьеров переключения, а также вирусное увеличение состава сети);
  6. Добиться лидерства над конкурентами во внедрении новых возможностей социальной сети как в "деловой", так и в "дружеской" сфере (удержание текущих пользователей, миграция пользователей от конкурентов);
  7. Позиционировать продукт как "Универсальную Сеть Друзей, Однокласников и Коллег". При этом проводя нишевые рекламные кампании по каждому из профилей (друзья, одноклассники, деловые).
А может быть Яндексу стоит приобрести "ВКонтакте" или "Одноклассников" для более гибкой позиции и разведения сервисов по типам "деловой" и "веселый"?

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости денег — что выгоднее: инвестировать в доработку "МойКруг" и его продвижение или приобрести уже готовую сеть? Также не стоит забывать и про временной фактор: если вы и все ваши друзья и одноклассники уже находяться "ВКонтакте" то имеет ли вам смысл переносить свое общение в "МойКруг", если первая сеть вас полностью устраивает?

Комментариев нет:

Отправить комментарий